Обсуждение проекта уровневого профессионального стандарта педагога и модели Национальной системы учительского роста (НСУР)

Период обсуждения: 6 июля 2017 года - 20 августа 2017 года.

Уважаемые коллеги!

Для общественного обсуждения представлены проект уровневого профессионального стандарта педагога и модель Национальной системы учительского роста (НСУР).

В целях упрощения обсуждения в тексте проекта уровневого профессионального стандарта педагога указаны только состав обобщенных трудовых функций, трудовых функций и перечень трудовых действий в соответствии с Национальной системой учительского роста.

Документы подготовлены рабочей группой Ассоциации «Педагог XXI века».

file_downloadПояснительная записка к модели Национальной системы учительского роста (НСУР)

file_downloadПроект уровневого профессионального стандарта педагога


Приглашаем к обсуждению.

Замечания

Ирина Владимировна Жилавская 17.08.2017 в 10:30

Зав. кафедрой медийно-информационной грамотности и медиаобразования, Московский Педагогический Государственный Университет (г. Москва)

В части трудового действия 4 трудовой функции 1 (Использование ИКТ) добавить: для старшего учителя (первой категории): Использует ИКТ для создания комфортной и безопасной информационной образовательной среды, направленной на мотивирование обучающихся, формирование медийно-информационной грамотности обучающихся и достижение ими более высоких образовательных результатов. Для ведущего учителя (высшей категории): Использует ИКТ в процессе создания медиаобразовательных проектов для различных форм учебной деятельности обучающихся (в том числе преодоления учебных трудностей, повышения эффективности освоения основной обр.программы с учетом особых образовательных потребностей обучающихся).


Анастасия Сергеевна Грабовская 17.08.2017 в 07:29

начальник отдела, Департамент образования ЯНАО (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника..., раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» определяет должностные обязанности заместителя руководителя образовательной организации: координирует работу педагогических и иных работников, а также разработку учебно-методической и иной документации, необходимой для деятельности образовательного учреждения. С какой целью возлагать на учителя дополнительные обязанности, которые при этом включены в должностную инструкцию заместителя? Дополнительные трудовые функции учителя предполагают увеличение фонда оплаты труда образовательной организации на установление доплат за дополнительную работу этой категории работников?


Анастасия Сергеевна Грабовская 17.08.2017 в 07:24

начальник отдела, Департамент образования ЯНАО (Ямало-Ненецкий автономный округ)

1. В предложенной модели не отражен механизм определения соответствия должностям учитель, старший учитель и ведущий учитель. Не понятно в чем отличие модели горизонтальной карьеры педагога от модели вертикальной карьеры педагога, если в проекте прописаны одинаковые трудовые функции и трудовые действия как по новым должностям (старший учитель и ведущий учитель), так и по квалификационным категориям (первая и высшая). 2. Описанные в НСУР трудовые действия крайне размыты и не совсем корректны. 3. Некоторые разделения трудовых функций не обоснованы. Например: функции оценки образовательных результатов обучающихся, взаимодействие с родителями, взаимодействие с обучающимися не должны зависеть от квалификации педагога.


Оксана Александровна Глубоких 17.08.2017 в 06:55

главный специалист, Департамент образования ЯНАО (Ямало-Ненецкий автономный округ)

(продолжение): 6. Как изменится система оплаты труда в соответствии с новыми требованиями НСУР? Какова модель оплаты, соответствующая вертикальной и горизонтальной траектории и наличие между ними различий, если они имеются. Предполагает ли вертикальная модель сокращения часов нагрузки, учитывая дополнительный функционал?


Оксана Александровна Глубоких 17.08.2017 в 06:54

главный специалист, Департамент образования ЯНАО (Ямало-Ненецкий автономный округ)

(продолжение): В НСУР прописаны функции, но не прописаны критерии их оценки и механизмы перехода с уровня на уровень. Чем будут отличаться старший учитель с первой категорией от старшего учителя с высшей категорией? Какие функции будут различны? Также получается, что старший учитель выполняет трудовые действия на более низком уровне квалификации, чем просто учитель с высшей категорией? 4. Функции учителя, относящиеся к вертикальной карьере, на сегодняшний день входят в обязанности руководителя МО. Останется ли эта должность? 5. Часто молодой учитель компетентнее учителя с высшей кв. категорией, он обладает хорошими навыками ИКТ, участвует в инновационном развитии образовательной организации, но для признания его заслуг у него не хватает стажа. Насколько будет система НСУР зависима от стажа учителя и будет ли ограничение по количеству учителей с вертикальными должностями? 6. Как изменится система оплаты труда в соответствии с новыми требованиями НСУР? Какова модель оплаты, соответствую


Оксана Александровна Глубоких 17.08.2017 в 06:51

главный специалист, Департамент образования ЯНАО (Ямало-Ненецкий автономный округ)

1. Хочется отметить, что некоторые разделения трудовых функций и действий некорректны. Есть такие функции, которые обязаны одинаково выполнять все учителя, независимо от квалификации (например, оценка образовательных результатов обучающихся, организация взаимодействия обучающихся, взаимодействие с родителями). 2. «Демонстрация образцов лучшей практики». Кто выявляет в школе «лучшие практики», по каким критериям определяют, что именно они лучшие? Дифференциация трудовых действий по должностям (категориям) в ОТФ А очень неконкретна из-за неоднозначности трактовок использованной терминологии, приводящих к отсутствию четких критериев оценивания уровня квалификации или соответствия должности учителя (вариативное планирование, эффективные и инновационные методики, лучшие практики и пр.). 3. В предложенной модели не отражен механизм определения соответствия должностям учитель, старший учитель и ведущий учитель. Каким образом будет проводиться объективная аттестация? В НСУР прописаны функции,


Анастасия Сергеевна Грабовская 16.08.2017 в 16:50

начальник отдела, Департамент образования ЯНАО (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Общественность Пуровского района считает, что в проекте модели не достаточно определены вопросы временного нормирования труда старшего и ведущего учителя (будет ли нагрузка ведущих и старших учителей равна или ниже, чем у коллег, занимающих должность учитель?), а также не определены единые инструменты оценки качества работы ведущего учителя и старшего учителя.


Валентина Сергеевна Грязнова 16.08.2017 в 16:44

учитель английского языка, МБОУ Лицей №1 (Оренбургская область)

Валентина Сергеевна Грязнова, учитель английского языка, Оренбургская обл, п.Тюльган МБОУ Лицей №1 Вставленный проект модели НСУР на основе уровневого подхода к квалификации педагога и требований профессионального стандарта - это своего рода показатель трудовой деятельности каждого педагога. Ведь проект горизонтальной и вертикальной карьеры педагога в рамках НСУР включает все функции педагогов. Просто всё в проекте представлено в обобщённом виде и конкретизирован. Всё это может стимулирует и предполагает возможность занятия учителем, демонстрирующим необходимый уровень квалификации, новых должностей –старшего учителя и ведущего учителя. Есть стимул роста, особенно молодым коллегам.


Наталья Ивановна Колчева 09.08.2017 в 11:35

методист, преподаватель, ГАОУ РХ ДПО (Республика Хакасия)

Описание трудовых действий не учитывает терминологию и особенности стандарта дошкольного образования; наличие описания трудовых действий только учителя оставляет за рамками профстандарта трудовые действия педагогов дошкольного образования (воспитателей ДОО, инструкторов по физической культуре, музыкальных руководителей).


Анна Николаевна Инютина 31.07.2017 в 21:14

учитель, МБОУ Лицей № 1 им. Н.К. Крупской (Удмуртская Республика)

В условиях кадрового голода и обнищания всей системы образования аттестация порой носит чисто формальный характер, поэтому ни первая, ни высшая категория сегодня не гарантируют высокого профессионализма педагога. Демонстрировать образцы не готовы и региональные ИУУ. Страшно подумать, во что обернётся расслоение учителей, рванувшихся доказывать своё первенство.


Вам необходимо авторизоваться, чтобы добавить замечание.

Предложения

Лариса Анатольевна Рогальская 17.08.2017 в 14:07

председатель, Районная организация профсоюза образования (Белгородская область)

Присоединяюсь к мнению коллег о продлении срока обсуждения данного проекта до конца августа, так как срок короткий, да еще в разгар отпусков педагогов. Такие важные вопросы желательно выносить на всеобщее обсуждение во время августовских мероприятий. Предлагаем: внести в соответствующее законодательство сохранение права на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью для должностей Старший учитель, Ведущий учитель.


Ирина Владимировна Жилавская 17.08.2017 в 10:41

Зав. кафедрой медийно-информационной грамотности и медиаобразования, Московский Педагогический Государственный Университет (г. Москва)

Предлагаем добавить в части обобщенных труд. функций А.1. еще одно трудовое действие - Формирование и повышение медийно-информационной грамотности обучающихся или Медиаобразование Учитель: Использует элементы медиаобразования в урочной и внеурочной деятельности с целью формирования медийно-информационной грамотности обучающихся. Старший учитель (первой категории): Создает комфортную и безопасную информационную образовательную среду, направленную на формирование и повышение медийно-информационной грамотности обучающихся, мотивирование и достижение ими более высоких образовательных результатов. Ведущий учитель (высшей категории): Создает и реализует в рамках урочной и внеурочной деятельности медиаобразовательные проекты, обеспечивающие повышение медийно-информационной грамотности обучающихся, эффективную социализацию, формирование универсальных учебных действий и достижение ими более высоких образовательных результатов.


Анастасия Сергеевна Грабовская 17.08.2017 в 07:31

начальник отдела, Департамент образования ЯНАО (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Предложения по проекту уровневого профстандарта педагога и модели НСУР: 1. Разработать критерии успешности реализации каждого из трудовых действий, перечисленных в НСУР, на каждом уровне. Разработать инструменты, шкалы и процедуры оценивания успешности реализации по критериям. 2. Необходимы четкие и прозрачные правила, чем продвижение по горизонтали отличается от продвижения по вертикали. 3. Необходимо ввести четкие определения используемых терминов и понятий.


Оксана Александровна Глубоких 17.08.2017 в 07:20

главный специалист, Департамент образования ЯНАО (Ямало-Ненецкий автономный округ)

(продолжение предложений Профсоюза работников образования МО Надымский район): Необходимо к пояснительной записке модели НСУР и проекту уровневого профстандарта педагога добавить еще один документ: модель аттестации педагогов.


Оксана Александровна Глубоких 17.08.2017 в 07:18

главный специалист, Департамент образования ЯНАО (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Профсоюз работников образования МО Надымский район вносит следующие предложения: 1. Необходимо изменить систему оплаты труда и определить существенную разницу в заработной плате для старших и ведущих педагогов, в сравнении с зарплатой педагога. 2. К компетенции образовательной организации относится право установления штатного расписания (в разных школах разное количество штатных единиц). На сегодняшний день ситуация такова, что фактически конкретный директор школы будет решать, ввести ли новые должности в своей школе или нет, и сколько ставок по какой-либо должности ввести. Есть риск, что в какой-то школе таких должностей не будет, а где-то будет наблюдаться концентрация либо ведущих, либо старших учителей. Исходя из выше сказанного, необходимо внести изменения в штатное расписание образовательных организаций. 3. Распространить модель НСУР на все педагогические категории. 4. Необходимо к пояснительной записке модели НСУР и проекту уровневого профстандарта педагога добавить еще один д


Оксана Александровна Глубоких 17.08.2017 в 07:11

главный специалист, Департамент образования ЯНАО (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Предлагаем при назначении на должность старшего учителя и учителя - методиста учитывать наличие первой кв. категории для старшего учителя, высшей - для учителя-методиста. Включить в Профстандарт четкие требования к образованию учителей (высшее профессиональное).


Оксана Александровна Глубоких 17.08.2017 в 07:06

главный специалист, Департамент образования ЯНАО (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Не ясно, чем отличаются «инновационные» методики от «эффективных». Не всегда «лучшая» чья-то практика может стать «лучшей» для других. И почему «лучшая» не может быть «инновационной» или наоборот? Создается впечатление об игре словами, а не четкой дифференциации требований между разными уровнями учительского роста. Кроме того, предлагаем четко сформулировать требования к разным уровням должностей, чтобы была возможность сформулировать критерии оценки. Возможно, ведущий учитель помимо «демонстрации образцов лучшей практики» должен рекомендовать эффективные методики, курировать инновационную деятельность педагогов, помогать практиковать эффективные (традиционные инновационные) методики, а также должен помогать разрешать трудные и конфликтные ситуации.


Олег Петрович Тимкин 17.08.2017 в 07:01

главный специалист отдела государственной аккредитации, департамент образования Ямал-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономный округ)

(продолжение текста) на высшую квалификационную категорию. В контент сайта должны войти видеозаписи уроков, занятий и других мероприятий профессиональной деятельности.


Олег Петрович Тимкин 17.08.2017 в 06:47

главный специалист отдела государственной аккредитации, департамент образования Ямал-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономный округ)

При создании региональной модели прописать значимые различия в квалификации педагога. Например, в проекте профессионального стандарта педагога, разработанного группой Ассоциацией «Педагог XXI века» в разделе «Обобщенная трудовая функция А. Профессиональная деятельность по обучению и воспитанию обучающихся», в пункте «Трудовое действие 3. Воспитание обучающихся» у ведущего учителя (высшая категория) написано: «Демонстрирует образцы лучшей практики формирования личностных образовательных результатов обучающихся, используя для этого все ресурсы образования и социума и, прежде всего, свои собственные личностные качества». Невозможно представить учителя, отделенного от собственных личностных качеств, нужно ли это прописывать? Согласно проекту профессионального стандарта педагога трудовые действия ведущего учителя (высшая категория) в основном составляют демонстрацию образцов лучших практик. Поэтому считаем целесообразным обязательное наличие личного сайта для педагога, претендующего на выс


Анастасия Сергеевна Грабовская 16.08.2017 в 16:47

начальник отдела, Департамент образования ЯНАО (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Участники обсуждения профессионального стандарта педагога и модели НСУР (г. Губкинский) предлагают: 1. Определить модели оплаты труда по должностям, соответствующим вертикальной и горизонтальной карьере учителей, рассмотреть возможность дифференциации в оплате труда по предложенным должностям. 2. Более конкретно обозначить для кого предназначены проекты: только для учителей или для воспитателей тоже. 3. Прописать: кто и по каким критериям будет оценивать достижения педагога, будет ли эта процедура обязательной для всех и как часто в связи с этим нужно подтверждать свой уровень квалификации и проходить аттестацию.


Вам необходимо авторизоваться, чтобы добавить предложение.