Обсуждение проекта уровневого профессионального стандарта педагога и модели Национальной системы учительского роста (НСУР)

Период обсуждения: 6 июля 2017 года - 20 сентября 2017 года.

Уважаемые коллеги!

Для общественного обсуждения представлены проект уровневого профессионального стандарта педагога и модель Национальной системы учительского роста (НСУР).

В целях упрощения обсуждения в тексте проекта уровневого профессионального стандарта педагога указаны только состав обобщенных трудовых функций, трудовых функций и перечень трудовых действий в соответствии с Национальной системой учительского роста.

Документы подготовлены рабочей группой Ассоциации «Педагог XXI века».

file_downloadПояснительная записка к модели Национальной системы учительского роста (НСУР)

file_downloadПроект уровневого профессионального стандарта педагога


Приглашаем к обсуждению.

Замечания

Наталья Николаевна Петрова 20.09.2017 в 10:54

Директор, МБОУ ДО ДПЦ (Республика Саха (Якутия))

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Считаю, что такой стандарт сейчас остро необходим и своевременен.Новые требования, предъявляемые к педагогу достаточно сложные, но достижимые. У педагога расширяются возможности профессионального и личностного роста. Мне, как руководителю, понравилось то, что появляется дополнительная возможность к мотивированию педагогов и их материальному стимулированию.


Людмила Викторовна Данилова 20.09.2017 в 02:25

Замдиректора по УВР, МОБУ СОШ 25 (Республика Саха (Якутия))

Приветствую педагогическую общественность РФ, всех неравнодушных людей участвующих в обсуждении НСУР. В пояснительной записке видно, что горизонтальная карьера педагога не отражает качественных отличий между молодыми педагогами и опытными. Хотя жизнь показывает, что молодым коллегам необходимо определенное шефство, профессиональное сопровождение в каждодневной рабочей жизни. Представленная вертикальная карьера педагога. на мой взгляд, осуществляется и в данный период. Например, посредством работы школьных методических объединений. Руководители данных объединений являются кураторами и вдохновителями педагогической деятельности педагогов, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Также, необходим четкий, прозрачный механизм присвоения профессиональных уровней педагога. В новой концепции виден возврат к тем временам, когда существовали такие категории учителей, как учитель-наставник, старший учитель, учитель-новатор. возможно необходимо учесть опыт прошлых лет. Спасибо за внима


Людмила Владимировна Кивилева 19.09.2017 в 13:19

ст. научный сотрудник, ИРО ПК (Пермский край)

Уважаемые коллеги! Расширение обобщенных трудовых функций будет проходить в рамках той же самой часовой нагрузки, что и у просто учителя? Сколько может быть старших и ведущих учителей в школе? Чем будет заниматься методист и завуч, которые координируют профессиональную деятельность педагогов в процессе разработки и реализации ООП в образовательной организации? Вертикальная карьера педагога неубедительна, это те же категории, только названы иначе. Выполнение дополнительных ОТФ – это расширение обязанностей, а не повышение уровня квалификации…


Любовь Юрьевна Колодкина 17.09.2017 в 19:20

Директор, МБОУ ЦПМСС ГО город Якутск (Республика Саха (Якутия))

Вывод: исходя из содержания представленного проекта, мы не видим особой разницы между Учителем высшей категории горизонт. уровня и Ведущим учителем вертикального.


Любовь Юрьевна Колодкина 17.09.2017 в 19:19

Директор, МБОУ ЦПМСС ГО город Якутск (Республика Саха (Якутия))

если Учитель высшей категории …осуществляет воспитание обучающихся …, при этом использует для этого …прежде всего, свои собственные личностные качества; Учитель первой категории – …эффективные методики и ресурсы, то, что использует Учитель? Вывод: хотелось бы, чтобы модель НСУР была конкретной и опиралась на четкие ориентиры и критерии. Как видно из пояснительной записки, горизонтальная карьера – последовательный рост квалификации педагога, а вертикальная предполагает возможность занятия учителем новых должностей. Но, при этом, в пояснительной же записке указано, что вертикальная карьера не предполагает переход учителя к управленческой деятельности, а основана на выполнении новых ОТФ В и ОТФ С. Этими новыми функциями, по логике, можетдолжен обладать Учитель высшей категории? Но, при этом, как таковой управленческой должности он не занимает. Какова материальная составляющая мотивации? Вывод: исходя из содержания представленного проекта, мы не видим особой разницы между Учителем высш


Любовь Юрьевна Колодкина 17.09.2017 в 19:17

Директор, МБОУ ЦПМСС ГО город Якутск (Республика Саха (Якутия))

Здравствуйте, уважаемые коллеги и разработчики проекта! Благодарю за предоставленную возможность интерактивного ознакомления с моделью НСУР: увидеть мнение педагогов из разных мест России и озвучить собственное. На мой взгляд, технически проект легко читаем, понятен, доступен. Колесо изобрести уже невозможно, и я, к примеру, знакомясь с моделью, видела каноны классической педагогики А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинского, Януша Корчака и многих других великих педагогов. Другое дело: его прикладная часть вызывает некоторые вопросы. Я напишу только пару из них, в надежде, что малобуквие будет прочитано и, возможно, кто-нибудь из коллег ответит мне. Модель построена на реализации компетенций педагога – от специальных до личностных. Обратим внимание на Трудовое действие 3. Воспитание обучающихся. Здесь, мы понимаем, что педагог должен в большей степени проявить личностные компетенции. Тогда возникает вопрос: если Учитель высшей категории …осуществляет воспитание обучающихся …, при эт


Туйаара Семеновна Макарова 15.09.2017 в 06:39

специалист, МКУ Улусное управление образования (Республика Саха (Якутия))

Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Ознакомившись с проектом модели дифференциации уровней владения профессиональными компетенциями для педагогиченских работников, думаю, пока трудно говорить, что выйдет из этой инициативы, но в целом поддерживаю. Понятно, что профессиональный стандарт – это инструмент реализации стратегии образования в меняющимся мире, ведь современный мир диктует свои правила: модернизация образования, нововведения и т.д. без внедрения новых проектов в систему образования не будет продвижения вперед. Здесь актуальны слова Ушинского о том, что никакие изменения в школьном деле не возможны, минуя голову учителя. Главное «не переборщить», ведь ни у кого не вызывает сомнения, что учитель – профессия творческая, не совместимая с жесткими ограничениями и шаблонами. Наиболее яркие успешные педагоги, волшебная встреча с которыми оставляет неизгладимый след в жизни юного гражданина, - всегда выламываются за рамки стандартов, воспитывая прежде всего масштабом своей лич


Лена Станиславовна Мельник 14.09.2017 в 06:03

заместитель директора по УВР, МОБУ СОШ № 3 (Республика Саха (Якутия))

Документ написан общими фразами, за которыми не виден четкий и понятный механизм измерения, отсутствуют измеряемые показатели. Механизм должен быть единым на всей территории РФ. Предложена модель вертикального и горизонтального роста, но при этом говорится, что уровни «могут соответствовать существующим сейчас категориям». То есть при получении соответствующей категории учитель может получить новую должность? Автоматически? Или необходима еще одна процедура? Не понятно, чем продвижение по горизонтали отличается от продвижения по вертикали. И зачем учитель должен это делать, по каким мотивам. Какие преференции будут у старшего учителя по сравнению с просто учителем первой категории, у ведущего учителя по сравнению с просто учителем высшей категории. Расширение его трудовых функций будет проходить в рамках той же самой часовой нагрузки, что и у просто учителя? Сколько может быть старших и ведущих учителей в школе? Какую роль будут играть в процедуре аттестации профессиональные сообщест


Лена Анатольевна Винокурова 13.09.2017 в 15:10

Заместитель директора по учебной части, III Мальжагарская основная общеобразовательная школа (Республика Саха (Якутия))

Мне кажется, что стандарт учителя и воспитателя должен быть разный. Необходимо более конкретно прописать процедуру и критерии оценки деятельности педагога


Виктория Леоновна Козицкая 10.09.2017 в 12:22

Учитель русского языка и литературы, МБОУ г.Мурманска ООШ 26 (Мурманская область)

Уважаемые коллеги! Прочитала проект. За красивыми, четко сформулированными фразами увидела все тот же огромный пласт бумажной работы , который будет выполнять учитель. А что тогда останется многочисленным ИРО, Центрам развития и т.п.?? Правильно, только контролирующая функция. Считаю некорректным формулировки в Трудовом действии 3: демонстирует образцы(далее по тексту), используя ...и прежде всего свои собственные личностные качества. А простой учитель и старший учитель свои личностные качества не использует в работе с детьми?


Обсуждение закрыто.

Предложения

Алексей Николаевич Аржаков 20.09.2017 в 11:39

заместитель директора, МБУ ДО Дворец детского творчества (Республика Саха (Якутия))

Здравствуйте! Думаю, данная система увеличит бумажную работу педагогам и администрации образовательных учреждений. Отношение к самой системе скорее положительное, чем отрицательное, введение НСУР увеличит возможности карьерного роста педагогов и будет способствовать к творческому подходу на работе.


Максим Отечество Гуринов 20.09.2017 в 09:34

Педагог-организатор, МОБУ СОШ №21 (Республика Саха (Якутия))

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сложилось довольно сложное мнение и противоречивое. Суть по большей степени не изменилась а поменялось название. А также не нашел критерии оценивания работы учителя. Более того, прибавится бумажной работы, проверяющих инстанций и затруднит решение главной проблемы: привлечение в школы молодых талантливых педагогов. Но тем не менее считаю, что введение стандарта актуально на данном этапе развития российского образования. Стандарт дорабатывается в верном направлении, нужно продолжать.


Виктория Григорьевна Петрова 18.09.2017 в 02:27

социальный педагог, МОКУ С(К) ООШ№22 (VIIвида) (Республика Саха (Якутия))

Здравствуйте, коллеги!Я с интересом прочитала проект Профессиональный стандарт педагога. Считаю, что его введение актуально на данном этапе развития российского образования. Время меняется и со временем должен меняться педагог, и предъявляемые требования к нему. Данный документ четко регламентирует требования предъявляемые к современному педагогу. Ровно 25 лет назад в России официально был введен институт социальных педагогов и социальных работников. Рождение новой профессии в то время совпало с неудержимым ростом социальных проблем различных слоев населения. Первые социальные педагоги образовательных учреждений столкнулись с множеством трудностей не только в практической работе с детьми и подростками, их семьями, работниками органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений, но и с недостаточной научно-методической базой по социальной педагогике. Сегодня же мы имеем высокопрофессиональный корпус специалистов, в школах города ведется научно-иссл


Аркадий Аркадьевич Гоголев 16.09.2017 в 10:24

учитель начальных классов, МОБУ СОШ №21 (Республика Саха (Якутия))

После ознакомления с проектом модели дифференциации уровней владения профессиональными компетенциями для педагогических работников, сложилось противоречивое мнение. Прежде всего кажется, что от замены названий не изменят принцип системы профессионального роста. Поскольку и понятие роста у всех трактуется по разному. А как школа будет оптимизировать количество методистов и наставников, конструирующих программы, тем более что сейчас этим зачастую занимаются завучи. А что же делать остальным? Также ничего не написано об изменении системы оплаты труда. В общем, бумажной волокиты у учителей в ближайшее время не уменьшится.


Ирина Сергеевн Родионова 13.09.2017 в 16:07

учитель, МОБУ СОШ 16 (Республика Саха (Якутия))

Поддерживаю позиции и предложения участников обсуждения. Согласна, что основная деятельность педагога – учить детей,а разработками программ должны заниматься методисты. Важно учитывать стаж и образование, курсы повышения квалификации. Также мне не ясно как изменится система оплаты труда, алгоритм присвоения категорий. А если мы говорим о независимой оценке, то следует ли учитывать мнения выпускников. Необходимо сформулировать четкие критерии оценивания предложенных категорий, которые не должны сводится лишь к оцениванию знания предмета и методики, ведь эти знания подтверждают дипломы об образовании и удостоверения о прохождении курсов (иначе зачем они). Сергей Алексеевич Павлов выразил и мою точку зрения, что аттестация должна стать мотивацией и поощрением. Не стоит торопится с апробацией новшеств до тех пор, пока не выработан четкий механизм использования и применения, пока реализация модели Национальной системы учительского роста не будет продумана полностью и перестанет вызывать оп


Светлана Сергеевна Хапаева 11.09.2017 в 20:36

доцент, МГОУ (г. Москва)

Коллеги, статья 47. пункт 3.3. Закона Об образовании в РФ гласит, что любой педагогический работник имеет право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля). Рабочая программа - это перспективное планирование учителя. Разработка рабочей программы не должна быть показателем более высокого уровня квалификации педагога. Если разрабатывать и проверять программы должны специально для этого обученные люди, то эти программы существуют только на бумаге и ничего общего с реальной работой учителя не имеют.


Светлана Сергеевна Хапаева 11.09.2017 в 20:35

доцент, МГОУ (г. Москва)

Коллеги, статья 47. пункт 3.3. Закона Об образовании в РФ гласит, что любой педагогический работник имеет право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля). Рабочая программа - это перспективное планирование учителя. Разработка рабочей программы не должна быть показателем более высокого уровня квалификации педагога. Если разрабатывать и проверять программы должны специально для этого обученные люди, то эти программы существуют только на бумаге и ничего общего с реальной работой учителя не имеют.


Сергей Алексеевич Павлов 10.09.2017 в 18:50

Директор, Школа 113 (Нижегородская область)

Уважаемые коллеги! Отсутствуют измеряемые показатели работы. Общие фразы и не понятно, кто будет определять лучшую практику? Есть измеряемые вещи: качество знаний, подтверждённое независимым аудитом; оценка учащихся и родителей; результаты ГИА выпускников. Экзаменовать человека имеющего высшее педагогическое образование кто будет? Допустимо, чтобы экзаменатор сначала сдал экзамен? Пусть экзамен, но открытые 1000 вопросов, а не наугад, как ГИА. Аттестация должна стать мотивацией и поощрением, а получается издевательством над учителями со стажем и именем. Мы их экзаменуем. В результате статисты с результатами СЗД, а девочки после педвуза - высшая категория. В былые времена учитель методист возглавлял методические объединения, кабинеты. Если это вертикальный рост, то все учителя в школе могут быть методистами? Предложения подумать над измеряемыми, независимыми, взаимно признаваемыми показателями. С уважением


Елена Геннадьевна Жаркова 05.09.2017 в 22:51

преподаватель, ДШИ (Владимирская область)

Уважаемые коллеги! Необходимость зримо видеть возможности для профессионального роста в педагогической практике явно назрела. Данная мотивация была бы весьма нужной, если бы подкреплялась не только необходимостью постоянного движения к новым знаниям вместе и или впереди обучающихся. Дело еще и в том, что у каждого работающего в школе есть диплом. Далее. Каждые три года педагоги обязаны повышать свою квалификацию. Т.е. эти критерии существуют, их можно оценить. А вот каким образом диагностируются образцы лучшей практики формирования личностных образовательных результатов обучающихся? О лучшей практике уже было сказано в комментариях. Есть смысл подумать и о диагностике личностных образовательных результатов. Методы этой диагностики пока находятся в стадии разработки учеными. Еще сложнее обстоит дело с учреждениями дополнительного образования в сфере искусства - с ДШИ и ДМШ. Применение информационных технологий, инновационных подходов не всегда оказывается оправданным и необходимым в


Лилия Вячеславна Филипповская 05.09.2017 в 09:50

Библиотекарь, МБОУ гимназия А.В. Кольцова (Воронежская область)

Стандарт для учителя и воспитателя должен быть разный. Необходимо более конкретно прописать процедуру и критерии оценки деятельности учителя. Система материального поощрения должна быть прозрачной и точно выверенной.


Обсуждение закрыто.